Аннотация
В «Переписной книге…» постройки горожан поделены на старые, ветхие и новые, что при
детальном рассмотрении соответствует двум строительным периодам. Такое деление дает более ясное представление о динамике множества изменений в строительстве на протяжении
второй половины ХVII в. В результате были зафиксированы: 1) два направления развития
жилищ – двухуровневое и поземное; 2) изменение номинации «изба» на «горница»; 3)
постепенное усовершенствование конструкции построек «на связи» в пяти- и шестистенки (в том
числе двухуровневое); 4) отделение построек для скота от жилых помещений; 5) трансформация клети в горницу и амбар с разделением функций.
Проделанная работа предполагает использование полученных результатов для более точной интерпретации и реконструкции
археологизированных объектов городской среды Енисейска начала XVIII в.
Аннотация
Исследуются христианизация Русской православной церковью Камчатки, деятельность первых
священников и православной миссии: крещение коренного населения, строительство церквей и обучение детей грамоте и основам православия
Аннотация
Автор рассматривает результаты, полученные в 1988-2002 годах Амурской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН.
В 1988 году экспедиция исследовала укрепленное поселение на берегу Амура (Шимановский район Амурской области), были получены свидетельства российских исследователей, дислоцированных на этом месте. С 1989 года работы ведутся в селе Албазино (Сковородинский район Амурской области), идентифицированном как крепость Албазин 1665-1689 годов постройки.
В 1990-1992 годах экспедиция проводила раскопки в пригороде Нерчинска; это место было основано в 1658 году как центр административной единицы (уезда), затем в 1689 году было назначено городом, первым в Забайкалье. В 1990 году экспедиция провела изыскания на месте Аргунской крепости (1681 год), в 1991 году - Селенгинской крепости и поселения Кяхта (1728 год). Исследования также проводились в 1997 году в крепости Уда (1665 год) и в 2001 году в Телембинской крепости (1658 год) в Республике Бурятия. На реке Кнанда, притоке реки Киренга, две зимние стоянки местных жителей 18 века. были исследованы особенности рельефа Дивиткан (90 км к северо-западу от озера Байкал, Иркутская область). В 1994 году в Читинской области были обнаружены остатки Иргенской крепости (1653 год). В 1998-2000 годах работы проводились на территории Тацинского стекольного завода под Иркутском (1784-1956). Была открыта новая формула стекла, ранее неизвестная в мировом стекольном производстве.
Аннотация
В настоящей работе приводятся некоторые новые сведения о раннем этапе существования этой группы служилых людей, и исследуется, характер воспроизводства её состава за период между переписями 1680 и 1710 гг. в Ирбитской, Белослудской и Аятской слободах. На основе данных об условиях жизни данной социальной общности в Ирбитской слободе выдвинута гипотеза о причинах выявленных различий в характере воспроизводства состава беломестных и городовых казаков.
Аннотация
Отношения России с князьями енисейских киргизов, обитавших на территории Хакасско-Минусинской котловины, являются одной из самых востребованных тем для изучения истории Центральной Сибири. Однако, несмотря на обилие научной литературы, некоторым сюжетам русско-киргизского противостояния уделялось сравнительно мало внимания. К ним можно отнести походы служилых людей Тобольского и Томского разрядов в 1642 г. Кроме этого, до конца остается не выясненным место расположения первого Ачинского острога, появившегося в результате походов воеводы Я.О. Тухачевского в 1641 г. Поэтому автор настоящего очерка поставил перед собой задачу уточнить хронологию русско-киргизских боевых столкновений в 1641 и 1642 гг., а также попытался определить место строительства Ачинского острога с учетом сведений источников, недавно введенных в научных оборот
Цель исследования - ввод в научный оборот новых сведений о месте расположения этого острога, построенного в 1641 г. воинским отрядом под командованием Я. О. Тухачевского. Согласно документам XVII в., он был поставлен в Ачинской волости на оз. Сызырим у р. Белый Июс. Однако на современных картах региона озера под таким названием нет. Поэтому с данным гидронимом в научной литературе отождествляли различные водоемы. Соответственно, предполагались места расположения Ачинского острога на очень большом территориальном протяжении - от г. Ачинска на севере до подножия Западного Саяна на юге. Однако в действительности установить место нахождения оз. Сызырим вполне возможно, так как оно указано в путевых описаниях Г. Ф. Миллера 1740 г. - это левый берег Чулыма, напротив дер. Дорохово. Такой населенный пункт существует и в настоящее время, а на его северной окраине имеется озеро под названием Домашнее. Именно с ним и следует отождествлять оз. Сызырим, тем более что Г. Ф. Миллер привел и первое название дер. Дорохово - Сызыримская. В ходе проведенных нами работ методом полевого археологического исследования на южном берегу этого озера обнаружены следы западного, южного и восточного валов и рвов, создающих в плане общий вид трапеции, где северной стороной является крутой берег озера. Таким образом, видимо, это и есть остатки первого Ачинского острога. Тем самым определяется крайняя южная граница русского продвижения в Средней Сибири в 1640-е гг., что весьма важно для реконструкции истории этого процесса. Получены необходимые материалы для проведения в будущем раскопочного изучения данного памятника истории и культуры.
Для археологического изучения русских острогов важно знать их планировку. В данном отношении для Средней Сибири наиболее полную информацию содержат материалы путешествий 1735 и 1739 гг. Г.Ф. Миллера. В ходе анализа этих сведений сделан единовременный «срез» планировки, конструктивных особенностей и текущего состояния сооружений 16 из 19 известных острогов и 3 укрепленных деревень, уточнены сведения о планировке Канского и Саянского острогов. Эта информация может являться важным подспорьем при проведении возможных раскопок данных памятников. Она характеризует также степень боеготовности острогов и уровень безопасности на разных территориях региона в 30-40 гг. XVIII в.
В статье О. А. Игошина в альманахе «Енисейская провинция» относительно установления места постройки Первого Ачинского острога 1641 г. делается предположение, что он мог быть создан лишь у оз. Фыркал на берегу речки Фыркалки на севере Хакасии [Игошин, 2007]. По мнению автора, данный микрорайон в долине р. Белый Июс у оз. Фыркал наиболее пригоден для создания русского острога. Однако проведенный нами осмотр местности показал, что здесь отсутствуют как необходимые для создания острога условия, так и следы самого сооружения такого рода. Кроме того, исходя из детального анализа сообщений письменных источников, видно, что острог был поставлен значительно севернее, в Ачинской ясачной волости, по названию которой он и получил свое имя. Это делает бесперспективными поиски его в долине среднего течения р. Белый Июс.
Аннотация
В сентябре нынешнего года исполнилось 380 лет со дня возведения первого Ачинского острога («наследником» которого является современный Ачинск). Жителей нашего города может заинтересовать рассказ об обстоятельствах появления этого острога и об его основателе воеводе Якове Остафьевиче (Астафьевиче, Евстафьевиче) Тухачевском (чье имя теперь носит одна из улиц Ачинска).
К русским укреплённым поселениям XVII века на Нижнем Амуре мы относим Ачанский городок Е.П.Хабарова (1651–1652), острог С.В.Полякова (1652–1653) и Косогирский острог О.Степанова (Кузнеца) (1655–1656).
Поиски места Ачанского городка, поставленного Е.П. Хабаровым осенью 1651 года, начались давно. В документах не осталось каких-либо конкретных сведений о месте его постановки, описания его устройства, «архитектуры», какой-либо «привязки» к местности, кроме рисунка на «карте» Н. Витсена, нескольких общих штрихов в отписках, челобитных да опросных листах - это все, чем располагают сегодня исследователи.
Рассматривается вопрос о местонахождении Ачанского городка места зимовки землепроходца Ерофея Хабарова на Амуре в 1651-1652 гг. и анализируются факторы, которые повлияли на выбор этого места. На основании наблюдений о передвижении отряда Хабарова сделан вывод, что Ачанский городок нужно искать значительно ниже города Комсомольска-на-Амуре. Свидетельством места, где находился Ачанск, могут явиться только погребения 11 погибших казаков.
Прошло более ста лет с тех пор как исследователи, плававшие по Амуру, начали разыскивать Ачанское городище, остатки знаменитого Ачанского острожка, в котором в 1651 — 1652 гг. зимовали участники похода Ярофея Хабарова. Поскольку известно, что амурские казаки обороняли этот острожек сперва от нападавших на него «дючеров» (начало октября 1651 г.), а затем от маньчжуров — «богдойцев» (конец марта 1652 г.), то, естественно, исследователи считали, что на месте Ачанского городища должны существовать следы военных русских укреплений середины XVII в.
Видный исследователь Амура Р.К. Маак еще сто лет тому назад высказывал предположение, что Ачанский острожек был сооружен на правом берегу Амура, выше устья Уссури, вблизи нанайской деревни Нюнгя.
Издание:Советская археология, 1960, № 3, с. 328-333.
В 30 — 40 гг XVII в. в слободах и острогах юга Сибири появляется особая категория служилых людей по прибору — беломестные казаки. Часто эта группа служилых людей изучается как исключительно сибирское явление, вне общего российского контекста. Между тем подобная категория служилых людей известна на юге России в первой половине XVII в. и упоминается в Соборном Уложении 1649 г. Беломестные казаки являлись одной из групп служилых людей по прибору которые по замечанию В.О. Ключевского являлись «соединительным звеном» между верхушкой московского общества — служилыми людьми по отечеству и тяглыми, жилецкими людьми.
А.В. Чернов, автор наиболее подробного исследования о русских вооруженных силах XV — XVII вв. считал, что беломестные казаки появились в первые годы царствования Михаила Федоровича, когда после Смуты правительство проводило массовое верстание вольных казаков в службу (1). По свидетельству В. Н. Татищева, эта [55]категория служилых людей появилась на «Украине» — южной границе Европейской России еще раньше — со второй половины XVI в. «Сих беломестных перво царь Иоанн Васильевич из солдат и других военных на Украине, а более царь Алексей после польской войны, не хотя салдатства на жаловании содержать, полками населил» (2). Кто же из исследователей прав? Когда появились в России беломестные казаки? Работа А.А. Станиславского подтвердила в этом вопросе правоту В.Н. Татищева (3). Автор показал наличие беломестных казаков на юге России во второй половине XVI в.
Год: 2007
Издание: II Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 11-12 мая 2007 г.)
Источник статьи: Города и остроги земли сибирской
(пер. А. Х. Элерта)
Текст воспроизведен по изданию: Новые материалы по истории русско-корякских отношений в первой четверти XVIII в. // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1996
Аннотация
В статье представлен процесс воссоздания архитектурного образа Воскресенской церкви Албазинского острога методом 3-D моделирования. Для этой реконструкции использованы исторические документы, материалы археологических раскопок и выполнен анализ маньчжурского картографического рисунка «Luosha» из рукописного атласа «Aihun, Luosha, Taiwan, Nei Menggu tu» В 2012 году в результате раскопок проводимых Албазинской Археологической экспедицией на территории Албазинского городища был обнаружен столбчатый фундамент. Общая конфигурация фундамента представляет собой в плане восьмиугольник с небольшими пристройками к югу и к западу, а также полукруглой пристройкой к востоку. В 2019 году в ходе исследования была создана 3D-модель острога, в которой трехмерная упрощенная модель церкви была совмещена на топографическом плане с местом обнаружения столбчатых фундаментов. Сравнение полученного результата с картографическим рисунком «Luosha» дало высокую степень совпадения. Исходя из этого, было установлено, что с одной стороны созданная 3Dмодель острога обладает высокой достоверностью и может быть использована для дальнейшей работы по реконструкции облика Албазинского острога, с другой стороны объект, изображенный в центральной части маньчжурского рисунка, однозначно является изображением Албазинской Воскресенской церкви и может быть использован для ее реконструкции. Размеры церкви, были определены из графического соответствия на маньчжурском рисунке «Luosha» размеров церкви и проездной башни. Кроме маньчжурского рисунка «Luosha» для детализации конструкции церкви был привлечен ряд письменных источников из Российских архивов. Всё это позволило воссоздать внешний облик Воскресенской церкви и создать 3D модель пригодную для воспроизведения на 3D принтере.
Аннотация
Освоение дальневосточных земель шло преимущественно мирно, хотя в редких случаях использовались и военные методы.
Именно благодаря этому сравнительно «безболезненному» способу, чтобы присоединить к Русскому государству огромную
территорию от Урала до Тихого океана, русским мореходам и землепроходцам потребовалось всего 60 лет. Наибольшие
сложности вызвало присоединение Приамурья, которое затянулось более чем на два столетия и происходило в несколько этапов.
Аннотация
В статье рассматривается формирование гарнизона Албазинской крепости
в 1687–1689 гг. Возможность защиты Албазина была важным обстоятельством, влиявшим на установление первой официальной границы между
Россией и Китаем. Высшее военное руководство в лице посла Ф.А. Головина стремилось к увеличению гарнизона крепости за счет сил, расположенных в Нерчинске, не ослабляя «посольское войско», прибывшее в Даурию
из Москвы и Сибири. Однако воевода И.Е. Власов посылал из Нерчинска
в Албазин минимальные силы. Уничтожение маньчжурами урожая хлеба в
Албазинском уезде в 1688 и 1689 гг. сделало невозможным потенциальное
увеличение числа защитников Албазина. Таким образом, русский военный
контингент, расположенный в Даурии, не был готов вести войну с Цинской
империей в Приамурье. В статье также рассмотрены события, влиявшие на
жизнь албазинского гарнизона, и приведены имена значительной части людей, защищавших крепость в 1687–1689 гг.
Аннотация
Статья посвящена военным аспектам развития Албазинского острога –
крупнейшего укрепленного центра России на Амуре во второй половине XVII века. В статье
представлены схемы Албазинской крепости на каждом из трех этапов ее развития, отдельные
элементы крепости (стены, башни и т.д.), планы осады крепости маньчжурами в 1685 и 1686-
1687 гг. В статье также уделено внимание защитникам крепости. Показано, как изменялся ее
гарнизон и какое вооружение он использовал. Текст сопровождается реконструкциями
внешнего вида защитников Албазинской крепости, включающими их одежду, вооружение и
снаряжение.
Аннотация
В статье проанализированы документы из архивного фонда Российской национальной библиотеки, связанные с включением Приамурья в состав Русского государства. Статья содержит перечень документов 70–80-х гг. XVII в., относящихся к истории Забайкалья и Приамурья в целом. Более подробно рассмотрено содержание 12 под- линников делопроизводственных документов XVII в., связанных с исто- рией Албазинского острога. Часть из них была опубликована в книге В. П. Паршина «Поездка в Забайкальский край». В статье дана жан- ровая направленность документов, отмечены изменения, искажения и редакторские правки, внесенные в тексты В. П. Паршиным, а также утраты уже после первой публикации. Рассмотрено содержание и ранее неизвестных исследователям истории Приамурья документов. Введение в научный оборот этих документальных источников позволит допол- нить историю Албазинского острога новыми фактами.
Аннотация
В статье авторами рассматривается комплексная реконструкция качественного и количественного состава русской и китайской пороховой артиллерии, непосредственно использованной в ходе первой осады Албазинского ост- рога летом 1685 года. Также для более детального дополнения реконструкции использованы уже имеющиеся исследо- вания в области военного исскуства в части, касающейся построения боевого порядка артиллерии и тактики противо- борствующих сторон. Развитие пушечного вооружения в XV веке, всё чаще используемого при осадах крепостей, приве- ло к тому, что уже в начале следующего века и в последующем практически полностью были вытеснены образцы осад- ных метательных систем. Безусловно, это обстоятельство вызвало существенное изменение в фортификационном зод- честве. Его основным критерием выступало соответствие новым военно-техническим требованиям к крепостному строительству, которое масштабно разворачивалось на всей территории России, в том числе и на Дальнем Востоке, где строительство крепостей рассматривалось приказной администрацией как способ закрепления за Российским государ- ством новых территорий. Несмотря на несколько иной порядок сооружения, которое демонстрирует история основания дальневосточных острогов, следование общерусским нормам градостроительства всё же позволяет нам опираться на проекты, по аналогии с которыми возводились укрепленные поселения в Европейской России. Возводимые долговре- менные остроги в Приамурье своим основанием обязаны исключительно надвигающейся опасности со стороны мань- чжуров и были способны противостоять пушечному бою, что подчёркивает важность выбранного авторами направле- ния при проведении онтологической реконструкции Албазинского острога 1684 года постройки.
Аннотация
Как известно, наиболее частой проблемой, с которой сталкивались ученые в разное время при попытке провести практическую реконструкцию общего устройства рассматриваемого авторами Албазинского острога Никифора Черниговского, является безвозвратная утрата его части, расположенной на береговой территории, которая до настоящего времени осыпалась в Амур в результате изменения русла реки. При этом археологические раскопки территории Албазинского городища, производимые с 70-х годов прошлого столетия по текущий момент, пока не выявили каких-либо следов его потенциально оставшихся сооружений. Таким образом, в качестве фактически доступных топологических и числовых данных, необходимых для проведения компьютерного моделирования острога, могут использоваться только их параметрические аналоги, заимствованные из архивных источников XVII века. В данной статье авторами рассматривается технология компьютерного моделирования общего устройства полностью утраченного архитектурного комплекса, реализуемая на базе фрагментарной справочной информации об Албазинском остроге Никифора Черниговского с помощью универсального программного обеспечения и представлена авторская трактовка наиболее обоснованной реконструкции исследуемого объекта. В целом же такой междисциплинарный подход, как союз истории и информатики, к историческому исследованию уже доказал в последние десятилетия свою состоятельность, способствующий появлению нового способа извлечения исторической информации из исторических источников. К тому же развитие специфического для исследования алгоритма и приема обработки данных является перспективным направлением решения некоторых методологических трудностей, связанных с необходимостью интенсификации исторических исследований с применением компьютера, а также способствует оперативному реагированию на появление новых технологий, предлагаемых развитием информатики в целом. Дальнейшая информатизация научных исследований, безусловно, является современной тенденцией развития современной исторической науки.
Аннотация
В работе рассматривается технология компьютерной реконструкции утраченного уникального исторического архитектурного комплекса, реализуемая с использованием различных источников по своему содержанию отражающих лишь фрагментарную справочную информацию по исследуемой проблеме. Таким образом, авторами в работе предпринят комплексный подход при воспроизведении уникального облика фортификационного укрепления, максимально соответствующего основной концепции строительства и требованиям, предъявляемым к военным оборонительным сооружениям исследуемого периода. Уникальность данной работы заключается в том, что в качестве инструмента выступает использование современных информационных технологий, которые позволяют не только вернуть утраченный облик первого военно-административного центра Приамурья, но и способствовать проведению перспективных исследований истории освоения Российского Дальнего Востока. В первой части описываемого исследования авторами уже успешно проведена апробация вышеуказанной технологии, по итогам которой были представлены результаты анализа топографических данных и элементарного моделирования крепостной стены Албазинского острога 1686 года постройки.
Учитывая
общую совокупность полученных данных, авторами предлагается достаточно оригинальная онтологическая
модель общего устройства острога. Данная модель предполагает провести сравнение с уже существующими и
ранее представленными другими исследователями моделями острога. Что в свою очередь позволяет по-новому
взглянуть на исторические события героического противостояния русских первопроходцев и защитников
земли русской против многократно превосходящего по численности и вооружению противника, изучить сильные и слабые стороны тактики противоборствующих сторон.
Аннотация
Рассматривается методология научно-метрического моделирования физически утраченных деревянных сооружений средневековой Руси посредством компьютерных технологий. Представлена наиболее полная реконструкция внешнего облика Албазинского острога 1685 г., реализованная в рамках онтологического согласования максимальной выборки исходных данных.
Аннотация
В статье рассматриваются построенные внутри Албазинского острога строения, необходимые для создания принципиально новой реконструкции Албазинского острога. Для выявления сведений о внутреннем устройстве крепости, а также сооружениях, находившихся в остроге, был проведен подробный анализ русских служебных и других источников, относящихся к истории Албазинского острога, в частности: делопроизводственная документация Албазинского острога, маньчжурский рисунок «Luosha» из рукописного атласа «Aihun, Luosha, Taiwan, Nei Menggu tu» (艾渾, 羅刹, 台灣, 蒙古圖), а также ряд документов других сибирских острогов и результаты археологических исследований. Проведенный анализ вышеперечисленных источников позволил выявить дополнительную информацию и убедительно доказывает существование в Албазинском остроге кроме оборонительных сооружений других групп строений, объединенных своим основным назначением и определяющих плотность застройки территории острога по своей функциональности аналогичной другим городам Сибири XVII века.
Аннотация
Рассматривается эффективность исторической реконструкции оборонительных сооружений средневековой Руси с помощью графических приложений. В третьей части работы представлены результаты компьютерного моделирования проездных башен острога, реализованные в рамках предложенной авто-рами методики онтологической репликации.
Аннотация
Рассматривается эффективность исторической реконструкции оборонительных сооружений средневековой Руси с помощью графических приложений. В третьей части работы представлены результаты компьютерного моделирования проездных башен острога, реализованные в рамках предложенной авто-рами методики онтологической репликации.
Аннотация
Рассматривается эффективность исторической реконструкции оборони- тельных сооружений средневековой Руси с помощью графических приложений. Во второй части работы представлены результаты детального компьютерного моделирования крепостных стен и угловых башен острога, реализованные в рамках предложенной авторами методики онтологической репликации.
Аннотация
В статье рассматривается эффективность исторической реконструкции оборонительных сооружений средневековой Руси с помощью графических приложений. В первой части работы представлены результаты элементарного моделирования основных построек Албазинского острога, реализованные по архивным данным, интегрированным с топографическим планом раскопов.
Аннотация
Рассмотрены тексты «Росписных списков» Албазинского острога 1674, 1678, 1684 г. Частично эти документы уже ранее были изданы, при этом был допущен ряд неточностей, а также опущены достаточно важные части. В данной публикации эти лакуны восполнены. Выстроенные в хронологическом порядке документы дали возможность дополнить историю развития Албазинского острога ранее неизвестными деталями.
Аннотация
В 2021 г. исполняется 350 лет со времени основания Албазинского Спасского монастыря, первого православного монастыря на Даль- нем Востоке. Возникновение монастыря стало следствием движения русских на реку Амур, а также острых социально-нравственных конфликтов в среде русского населения Восточной Сибири. Деятельность этого монастыря была важным этапом распространения православия на восточных границах России. Многие аспекты истории монастыря остаются предметом дискуссии. Цель статьи заключается в систематизации наиболее достоверных сведений об обстоятельствах возникновения и деятельности Албазинского Спасского монастыря, а также его местоположении. Документы XVII в. включают немногочисленные сведения об монастыре. Наиболее полно в документах отражена экономическая деятельность. Монастырь вёл успешную хозяйственную деятельность, активно осуществлял строительство культовых и других сооружений (мельницы, кузница, т.д.). Другие аспекты деятельности монастыря в документах почти не отражены. Дискуссионным остаётся местоположение Спасского монастыря. На основе письменных и картографических данных наиболее вероятным следует считать его расположение в 2 км от острога вверх по Амуру в районе оврага, бывшего русла ручья, и примыкающей в нему возвышенности.
Аннотация
Фортификационные сооружения Сибири XVII–XVIII вв. – это один из важных разделов русского деревянного зодчества, значимый как для общей истории развития деревянной архитектуры, так и для региональной. Выявление особенностей архитектурно-строительных приемов возведения крепостей в эпоху присоединения Сибири, в частности Восточной Сибири и Приамурья, к России является неотъемлемой частью изучения общей картины основания острогов и поселений. Цель исследования заключается в уточнении значений таких архитектурно-строительных терминов русского деревянного оборонного зодчества, как «городня» и «нагородня», которые встречаются в исторических документах, составленных в XVII веке русскими землепроходцами – строителями крепостей. В работе использовались следующие методы: системный подход, метод использования аналогов, комплексный подход с применением архитектурно-пространственных маркеров – единиц специфической историко-архитектурной и градостроительной информации, сохранившихся в данных об интересующем нас объекте. Текстовые, графические, археологические сведения являлись базовыми в данном исследовании и дополняли друг друга. Основными результатами стали расширение значений архитектурно-строительных терминов «городня» и «наго- родня» XVII–XVIII вв., а также графическая реконструкция стен Албазинского острога в соответствии с новыми научными данными. Ранее уже были предложены варианты реконструкции таких крепостных стен, но в данной работе уточнения имеют более объективных характер. Результаты работы могут быть использованы для более точной организации историко-архитектурных, градостроительных, археологических работ, реставрационных и реконструкционных видов процессов.
Показано решение проблемы традиционности и исключительности образно-символического строя православного храмового зодчества на примере церкви во имя свт. Николая Чудотворца Свято-Троицкого монастыря Иркутской епархии, построенной городе Киренске в XVIII веке. Использован методологический прием Ж. Баше поиска закономерного и единичного, который он применил к анализу средневекового изобразительного искусства. Впервые предложен реляционный подход по отношению к архитектуре, подразумевающий выявление типологического класса здания, поиск аналогов или истоков образа сооружения, согласующихся с его типом. Обращено внимание на локализацию, распространенность, конкретизацию воплощения особенностей здания. Установлено, что изучаемую церковь можно охарактеризовать как деревянную ярусную трехчастную надвратную монастырскую, но прямого аналога церкви нет. Архитектура Киренской церкви имеет черты, присущие деревянным трехчастным, трехчастным ярусным и надвратным монастырским церквям, отличаясь своеобразием объемно-п ланировочного решения. Семантика Киренской церкви связана с ее принадлежностью к надвратным монастырским храмам, которые являются границей между освященным пространством монастыря и профанной округи. В ее ярусных формах усматривается уподобление образу Небесного Иерусалима, а посвящение престола свт. Николаю имеет защитную символику в широком смысле. Облик изучаемой церкви приближен к оборонным сооружениям, таким как башни сибирских острогов и европейские замки. Ряд признаков позволяет допустить сходство форм церкви с барочной украинской архитектурой, петровским барокко, готической архитектурой России и Карпатского региона. К традиционным особенностям церкви можно отнести выполнение литургических требований: трехчастность; семантику, включающую символику посвящения престола, защитную функцию, воплощение образа Небесного Иерусалима, обращение к историческому прошлому; использование известных материалов, конструкций и форм. Традиционность в архитектуре церкви связана с сакральными и базовыми строительными прие мами, а исключительность - с визуальной составляющей архитектуры (пропорциями, метрологией, трактовкой форм и конструкций). Сделан вывод, что критерием традиционности церковной архитектуры является распространенность форм, символов, образов храмов на какой-либо территории в определенную эпоху благодаря предпочтениям выбора сочетаний конструкций и семантики. Исключительность дает вариабельность форм, что позволяет создавать оригинальный образный строй. Традиционность русской православной архитектуры заключена в возможности вариаций, что укладывается в рамки установлений, отмеченных в священных книгах, где границы канона жестко не очерчены. В архитектуре изучаемой церкви сочетаются черты традиционности и исключительности, она является редким образцом православного храмового зодчества, ее образный строй не был поддержан в дальнейшем развитии сибирской архитектуры.
Источник: ЖУРНАЛ ПРАКСЕМА. ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ. Номер: 1 (31), 2022 г., стр.153-170
Деревянные накладные замки, несмотря на широкое распространение и
представительность в современных музейных собраниях, все еще остаются малоизученными.
В статье совокупно рассматриваются характеристики деревянных замков из музейных
собраний России и опубликованных материалов археологических и этнографических
исследований. Перечисляются виды построек, на которых употреблялись данные
запирающие устройства, рассматривается принцип действия замков и технология их
изготовления. Впервые публикуются материалы фондов БГОМ, среди которых уникальный
замок из с. Ключи-Булак, украшенный резьбой. Делается вывод об устойчивости одной и той
же конструкции деревянных замков на протяжении XVII-XX вв. В некоторых регионах в XIX
– начале XX вв. появляются незначительные модификации конструкции, повышающие
секретность замка и удобство его эксплуатации.
Приводится отрывок из монографии Источник: Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в.: монография
[Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. –
2-е изд., доп., осуществленное по первой авт. редакции. – Красноярск,2013 г.
Стремление открыть нетронутые соболиные угодья и привести «под высокую государеву руку» новые необъясаченные «землицы» вывело русских служилых людей и промысловиков на реку Вилюй. Зимой 1630 г. отряд тобольского служилого человека А.Добрынского перешел р. Чону – приток Вилюя. На Вилюе они обнаружили «многие люди нанагири, человек с семьсот и болши, а конных людей у них нет, а кочуют на усть реки Варки (Мархи – П.П.), «а по Лене реке на усть Вилюя живут долганы и якуты». С устья Вилюя они поднялись вверх по Лене. Перезимовав, отряд Добрынского с небольшим ясаком, собранным с представителей коренного населения, вернулась в Нижнюю Тунгуску тем же путем.
Скачать файл чтобы читаь далее
Аннотация:
Статья посвящена проблеме заселения Красноярского Приполярья русскими землепроходцами, осваивающими северный морской путь. Русский острожек на мысу правого берега р. Большая Хета включал три жилых площадки, с напольной стороны был защищен рвом и деревянной стеной. В раскопе и на
склоне мыса собраны разнообразные материалы (изделия из железа, меди, стекла, кости), характеризующие многие стороны жизнедеятельности русского населения. Жилая площадка заселялась не менее двух раз: первый поселок погиб при пожаре, второй — восстановленный через какое-то время —
был мирно покинут. Время существования поселения Большая Хета охватывает XVII — начало XIX в
Источник: Археология, этнография и антропология Евразии. Номер: 7, 2007 г.
Аннотация:
В целях верификации летописных данных о зимовке отряда Ермака на Карачинском острове в пойме р. Тобол (Западная
Сибирь) экспедицией Тюменского университета проведены раскопки землянки на этом месте. Выявлена срубная постройка, состоявшая из двух помещений. От сруба сохранились три-четыре нижних венца. Жилище функционировало недолго,
т.к. пространство вокруг него не было освоено, количество бытового мусора и кухонных отбросов незначительное. Найдены русская гончарная керамика, точило, керамический скребок, шлаки и куски металла. Линзы прокала и угля в нижней
части заполнения, обожженные участки на бревнах срубов свидетельствуют о том, что постройка горела. После пожара
она была отремонтирована. Методом AMS в лаборатории Университета Аризоны (США) по целлюлозе из двух образцов
древесины постройка датирована серединой XVII в. Выявлены особенности в распределении и содержании химических элементов в погребенной и современной почвах, указывающие на интенсивное использование острова для содержания скота
в предшествующее строительству время и ремесленные занятия обитателей по ремонту инвентаря и вооружения. В целом археологические наблюдения позволяют заключить, что это было зимовье другой группы первопроходцев. Оно функционировало в период начального этапа российского освоения Сибири и использовалось, скорее всего, двухкратно. Разведками
на местности не удалось выявить других построек этого времени. Результаты исследования свидетельствуют в пользу
версии Р.Г. Скрынникова о двухмесячном походе казаков от Строгановских городков до столицы Сибирского ханства без
зимовки. Такой ход военной кампании представляется наиболее тактически оправданным в условиях слабого сопротивления татарских сил, раздробленных вследствие участия войска Маметкула в набеге на Приуралье
Источник: Археология, этнография и антропология Евразии. Том: 46, Номер: 1, 2018 г.
Аннотация:
Основываясь на результатах археологических работ, проведенных на Таймыре в 2016 г.,
авторы рассмотрели типы русских промысловых зимовий XVIII – начала XX вв., а также дали
краткую историю изучения памятников русского времени. В ходе визуального осмотра выделено две категории памятников: зимовья и селища. Дано их определение как памятников
археологии Заполярья, выделено два типа планировки двора зимовья: закрытого и открытого типов. Рассмотрены особенности условий расположения объектов, стратиграфия, архитектурно-планировочные характеристики построек. Проведено описание культурных отложений на наиболее выразительных объектах, заявлены общие благоприятные и негативные
факторы, влияющие на сохранность культурного слоя. В результате в научный оборот введены новые археологические памятники русского населения низовьев Енисея, обозначена проблема их изучения и сохранения
Источник: Культура русских в археологических исследованиях. Сборник научных статей. Под ред. Л.В. Татауровой. Омск, 2017 г.
Поселок Харитона Лаптева на реке Хатанге. Наука и жизнь. Издательство <Правда>.1980 г.
Русские землепроходцы стали проникать на полуостров Таймыр в конце XVI — начале XVII вв., сначала в низовья рек Енисея и Пясины, а затем — в бассейны рек Хеты и Хатанги. Постоянные русские селения на этих реках и на арктическом побережье между Енисеем и Пясиной возникли только в конце XVII — начале XVIII века.
О том, как далеко на север полуострова Таймыр распространились русские поселения, достоверных сведений почти нет.
Собранные данные при сопоставлении с опубликованными и хранящимися в архивах позволяют уточнить северную границу русской колонизации Таймыра в XVIII веке.
1975 г.
Аннотация:
Оленекское зимовье (построено в 1633 г.) относится к числу наиболее интересных исторических объектов на территории севера Восточной Сибири. Оно связано с именами известных мореплавателей XVII в. – С. Дежнева, И. Реброва, А.
Бузы. Остатки построек этого периода сохранились до настоящего времени. В 1667–1670 гг. здесь проходила служба
Семена Дежнева – открывателя пролива в Тихом океане. Вещевой комплекс постройки № 2 (канцелярские предметы,
женские украшения) позволяет определить его характер как административно-жилой и подтверждает, что здесь
проживал С. Дежнев с женой. На территории поселка Оленек сохранилась могила Василия и Татьяны Прончищевых –
участников экспедиции В. Беринга 1736 г.
Источник: Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)
В конкретную историческую ситуацию героического века русских пионеров Сибири входит один
сравнительно небольшой, но характерный эпизод. Это рассказ о забытом историками, но
замечательном путешественнике начала XVII столетия Пенде.
Одним из важнейших этапов продвижения русских в глубь Сибири было открытие ими великой
сибирской реки Лены, за которым последовало освоение обширного Ленского края, второй
Мангазеи и новой <златокипя-щей государевой вотчины>, как писал в свое время А. Палицын -
мангазейский воевода и один из образо важнейших государственных деятелей первой половины
XVII столетия.
Источник: Окладников А. Открытие Сибири. М., <Молодая гвардия>, 1979.
Аннотация:
В статье на материале ряда документов фонда 160 (Якутская приказная изба)
Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН
рассматриваются различные аспекты жизни ясачного зимовья – низового звена русской администрации в Сибири второй половины XVII в.: задачи приказных людей и возможные причины их смены, экономика и логистика зимовья,
отношения с ясачным населением. Пространственные рамки исследования
включают местность, находившуюся под контролем Алазейского ясачного зимовья, а временные – вторую половину 1670-х гг. Основной вывод – в условиях
колоссальной удалённости от центральной власти значительно возрастала роль
личных качеств и компетенций приказных людей в решении задач сбора ясака
на местах.
Баня появилась в Братском остроге осенью 1657 г. Время возведения указаны в
челобитной крестьян о злоупотреблениях сына боярского Ивана Похабова. «Как пришол
он, Иван Похабов, в Брацкой острог и нас сирот твоих заставил воеводы Афонасья
Филиповича Пашкова зимовья ломать и переносить в острог и ставить себе хоромы, избу
и баню и поварни винные вплоть возле церкви, а те, государь, зимовья Афонасей
Филипович Пашков после себя приказал богородице на церковное строение, а
проработали мы, сироты твои, у нево над хоромами целую осень, а нам было в тою пору
сиротам твоим делать твоя государева мельница. И он нам бедным велел принести
челобитную сильно, чтобы нам тою осенью твоей государевы мельницы не строить нам, а
делать бы ему тою осенью хоромы, а в которых жил твой государев воевода Афонасей
Филипович Пашков да в других хоромах жил сын ево Еремей Афонасьевич, и он, Иван
Похабов, в тех хоромах жить не изволил, а все для нашие сиротцкие изгони, а своея
бездельные корысти»
В середине XVII в. Братский острог стал центром управления земледельческого
района. Для хранения зерна с десятинной государевой пашни использовались амбарыжитницы. Характеристика амбаров встречается только в передаточной описи Братского
острога 1724 г.: «В остроге 3 анбара ветхие, крыты драньем... За острогом у Оки реки на
угоре две государевы житницы, без замков, ветхие, крыты драньем...» [Шерстобоев, 2001,
с. 77-78]. Из текста видно, что житницы находились уже вне острожных стен, а в остроге
были амбары, которые могли и не иметь никакого отношения к хранению
государственного зерна
Данные об аманатской избе в Братском остроге ограничиваются упоминанием,
которое протопоп Аввакум оставил в своем Житие. Событие относится к 1656-1657 гг.
когда отряд енисейского воеводы Афанасия Пашкова, в составе которого Аввакум
направлялся в Даурию, зазимовал в Братском остроге. Аввакума в октябре-ноябре
посадили в качестве наказания в неотапливаемую башню на пять недель, затем перевели в
аманатскую избу – «Перевел меня в теплую избу, и я тут с аманатами и собаками жил
скован зиму всю» [Житие…, 1960, с. 72]. Из этого упоминания можно только сделать
вывод, что в остроге была изба, в которой содержали аманатов. Попытаться
реконструировать ее облик, размеры и планировку можно только на основе данных об
аманатских избах других острогов.
На основе сохранившейся подлинной юго-западной башни Братского острога
в архитектурно-этнографическом музее «Ангарская деревня имени О. Леонова» с 2012 г.
ведется воссоздание всей крепости. К началу 2021 г. спроектирована и реконструирована
большая часть острожного комплекса. Поэтому представляется возможным определить
степень исторической достоверности воссозданных построек. Для этого впервые публикуется
информация об исторических источниках, по которым был восстановлен архитектурный
облик утраченных построек. Проводится анализ построенного с точки зрения соответствия
исторической достоверности. В целом реконструкция оборонительного пояса острога
имеет наибольшую достоверность. Облик внутриострожных построек реконструирован на
основании данных по другим острогам и играет вспомогательную роль исторической среды
крепости. Воссоздание построек XVII в. в натуральную величину позволяет обратить внимание
исследователей на ряд вопросов, возникающих лишь при полноценном архитектурном
проектировании и эксплуатации построек.
Аннотация:
Рассмотрены события, связанные со строительством в 1627-1631 гг. на берегах Ангары острожков на территории от устья Илима до устья Оки, называемых в документации «Братскими». На основе письменных документальных источников исследованы события, явившиеся причиной строительства каждого из этих острожков, восстанавливается ход событий, связанных с их возведением. Автор выяснил, что за это время енисейскими служилыми людьми было построено по крайней мере четыре острожка, именовавшихся «Братскими»: три из них отрядами во главе с атаманом М. Перфирьевым и один, у устья Илима, отрядом во главе с сотником стрелецким П. Бекетовым. Бекетовский острожек иногда в источниках и научной литературе назывался «Илимским», что создает путаницу в изучении событий. Источниковая база рассматриваемого периода дает возможность не просто восстановить хронологию событий и избавиться от этой путаницы, но и разобраться с приблизительным месторасположением каждого из этих острожков, что, в свою очередь, позволяет археологам, занимающимся изучением распространения русского влияния на аборигенное население в XVII в., экономить время при определении мест проведения работ.
Источник: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 16 № 3 (18 ст.)
В 2008 г. в ходе выполнения экспедиционных
работ в Иркутской обл. был собран дендрохронологический материал с юго-западной башни Братского острога, музей “Ангарская деревня” (рис. 1),
и заложена серия пробных участков по живым деревьям в направлении Братск – Усть-Илимск...
Источник: РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 3 2010
Аннотация:
В статье на основе определения взаимосвязи общего этнокультурного контекста Сибири XVII-XVIII вв. с конкретизацией типа и стилистики церкви, анализа источников, выделения аналогов воссозданы архитектурные особенности деревянной церкви Владимирской Богоматери в Братском остроге. Церковь отнесена к типу теплых трехчастных клетских на два яруса. Забытое впоследствии бочечное навершие кафоликона было в тот период распространено как на Русском Севере, так и в Среднем Приангарье. Внушительные размеры, архитектурные конструкции и детали храма соответствуют высокому статусу Братска, ставшего к концу XVII в. торговым и ремесленным центром большого хлебопроизводящего района.
Источник: Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22. № 2. С. 80-85.
Археологические работы, проведенные в 1957 г. братским отрядом Ангарской экспедиции, позволили не только уточнить детали оборонительных сооружений, но и получить новые сведения о Братской крепости.
Источник: Советская археология №2. Издательство Академии Наук СССР. Москва -1961 г.
В настоящее время в центре с. Братска, около церкви, стоят местные достопримечательности — две почерневшие, покосившиеся угловые башни Братского острога, насчитывающие около 270 лет.
Братский острог, как показывает название, был построен в бурятской земле и явился опорным военным пунктом, из которого пошло покорение бурят в долине р. Ангары. Ангарские пороги защищали бурятскую землю от проникновения в неё пришельцев с запада. Но уже во
второй четверти XVII в. русские окончательно утвердились на Ангаре,
поставив при устье р. Оки Братский острог.
Источник: Научно-популярный иллюстрированный журнал "Тальцы" /2/1999 г.