Предисловие
Сибирские летописи первой половины ХѴ1І в. занимают специфическое положение в истории
русского летописания. Они отразили многие черты, характерные для поздних летописей, в первую
очередь — закономерный процесс взаимопроникновения и взаимовлияния различных жанров,
ранее существовавших в «чистом» виде. В то же время они явились первой серьезной попыткой
местного самопознания понять и оценить присоединение Сибири и дальнейшую ее историю в наиболее традиционной,
типичной для этой цели форме, идущей от начальных этапов русского летописания. Своеобразие сибирских памятников
и заключается прежде всего в сочетании традиционных и новаторских черт и их взаимопроникновении.
Основные сибирские летописи — Есиповская и Строгановская — представляют две разные.
концепции присоединения Сибири. Первая из них, написанная дьяком Тобольского архиерейского
дома Саввой Есиповым в 1636 г. как официальная летопись местного значения, изображает отряд
Ермака «орудием бога» в борьбе с «неверными» и потому не включает в свой текст никаких фактов ив
досибирской истории похода; судя по Есипову, казаки пришли в Сибирь сами по себе и не имели
никакого отношения ни к строгановским вотчинам, ни к официальной государственной власти.
Автор второй летописи, напротив, основываясь на документах вотчинного архива Строгановых,
отводит главную роль в деле присоединения Сибири не государству или казакам, а Строгановым и
подробно рассказывает не только о самом походе, но и о более раннем утверждении русских поселений в Пермских и Чусовских землицах...